Franco-Japanese trade relations through the prism of network analysis of Japan's economic ties with partner countries
Table of contents
Share
QR
Metrics
Franco-Japanese trade relations through the prism of network analysis of Japan's economic ties with partner countries
Annotation
PII
S278240120019520-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Azizova Norbi 
Occupation: Master student
Affiliation: Institute of East (until 2010 East University on the basis of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences)
Autelli Jean-Mishel
Occupation: Undergraduate student
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Edition
Pages
67-75
Abstract

Global changes taking place in the world every day, as well as the historical, cultural and social foundation of interstate relations are significant factors that determine the degree and depth of mutual benefit that two subjects of international trade can derive for themselves.

In this scientific article, in order to establish the most important directions for the development of economic contacts of the "Land of the Rising Sun", the foreign trade relations of Japan with France and other countries have been analyzed.

The research methodology is network analysis, in view of its significant scientific relevance, as well as the possibilities for a thorough study of the interrelationships of various subjects through network modeling, with the determination of the centrality of each of such subjects and consideration of their influence on each other.

The result of the study was the determination of the fact that over a 15-year period, Japan was able to maintain its status as one of the leading players in world trade, while the countries of the Asian region became its key partners to a greater extent.

Keywords
Macroeconomics, trade relations, network analysis, centrality, investments
Received
18.04.2022
Date of publication
22.04.2022
Number of purchasers
0
Views
243
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

На сегодняшний день, в период, как говорят эксперты, тектонических изменений в порядке отношений между государствами, народами становится вопрос о перспективах развития экономических, политических, социокультурных связей между странами мира. Особое значение в этом контексте можно уделить проблеме внешнеторговых отношений в рамках конкретного региона планеты или связей с определяющим узлом в виде заданной страны, государства. Следовательно, появляется явная необходимость изучения исторических основ, актуального положения дел и потенциальных точек для прогресса торговых отношений между странами. Существуют различные способы анализа описанных связей, частным проявлением подходящей методологической базы является сетевая аналитика, то есть исследование взаимосвязей между субъектами посредством моделирования сетей, с определением центральности каждого из таких субъектов и рассмотрения их влияния друг на друга.

Исследовательский вопрос

В ходе статьи поднимается вопрос о структуре внешнеторговых отношений Японии со странами, являющимися её экономическими партнёрами, и об их развитии в перспективе 15-летнего периода с середины 1990-х годов по конец 2000-х годов.

Понятие центральности

Одним из ключевых понятий в контексте применения методов сетевого анализа является понятие центральности, которое отражает торговое значение той или иной страны или иного экономического субъекта в регионе с точки зрения его торговых связей и уровня взаимной хозяйственной зависимости стран рассматриваемого региона. Центральность представляет собой совокупную роль субъекта в регионе, анализируемую в соответствии с критериями, фиксирующими характеристики торгового баланса в регионе, стабильность оборота, влияние на экономические показатели других стран. В рамках обсуждаемой проблемы построения и анализа сетей данный критерий оценки центральности субъекта, в совокупности с дополнительными, имеющими научно-исследовательское значение, можно охарактеризовать как участие данного субъекта в формировании и поддержании целостности сети. Степень значимости отражается в развитости ветвей (линий), отходящих от анализируемого в контексте изучения региона узла. Помимо страны, данный узел, субъект экономических, а если точнее, торговых отношений, может представлять собой ту или иную международную организацию, межправительственную или негосударственную, но влияющую на хозяйственные отношения в регионе. Центральность, её показатели и тренды их изменения, а также другие смежные метрики имеют прикладное значение для понимания сущности той или иной сети с точки зрения анализа реального «баланса сил» в рассматриваемом регионе.

Обзор литературы

В последние годы становятся всё более явными полезность и перспективность рассмотрения проблем международных отношений, анализа структуры внешней торговли в регионе. По данной тематике в последние годы были опубликованы различные научные статьи, посвящённых как вопросам философии и методологии науки о международных отношениях, так и разработке конкретных алгоритмов анализа данных.

Среди множества подобных публикаций, особое внимание привлекают те, что демонстрируют высокий потенциал применения сетевых моделей в рассматриваемой области.

В частности, следует в качестве примера содержательного описания и грамотного разбора методов сетевого анализа привести такие научные труды, как статья «Network Analysis for International Relations» в журнале «International Organization» за 2009 год [1], в которой затрагивается вопрос не только актуальности, но и исследовательски обусловленной необходимости применения сетевого анализа, отражается контекст и определяется данный путь как один из наиболее удобных и действенных способов анализа, проверки теорий международных отношений и сопоставления научных концепций с фактами реальности.

Также, с целью утверждения истины о применении подходов сетевого анализа в российских исследовательских кругах, необходимо обозначить и одну из значимых научных статей на эту тему за авторством И.Е. Гавриленковой. [2] Статья носит название «Государства в сетях: Сетевой подход в международных исследованиях» и описывает возможности сетевого анализа при изучении отношений между государствами и негосударственными акторами. Также, не менее показательным, а быть может, и более ярким примером может статья авторов А. Владимировой и Н. Голубева «Drawing Networks of Political Leaders: Global Affairs in The Economist’s KAL’s Cartoons» [3] с применением методов сетевого анализа для рассмотрения международных отношений. Эта статья яркий пример ещё и потому, что доказывает отсутствие национальных границ в науке и технике, русскоязычные авторы опубликовали свои труды, касающиеся актуальных проблем, рассмотренных через призму сетевых методик, на страницах журнала издательства «Springer Nature Switzerland».

Литература по тематике сетевого анализа в исследовании международных отношений позволяет понять, насколько актуален в последние годы данный научный подход, насколько успешно он применяется в изучении различных аспектов международной экономической, правовой и социокультурной картины исследуемого региона и мира в целом как в российских научных кругах, так и за рубежом.

Как американские, так и российские исследователи обнаруживают в своих трудах большой потенциал дальнейшего развития методов сетевого анализа и раскрывают его, в частности, на примере изучения внешнеторговых отношений. Следует конкретизировать предмет исследования данной научной работы.

Кроме того, на примере статей упомянутого автора А.В. Владимировой можно обратиться к опыту применения методов анализа сетевых моделей в рамках изучения международных торговых отношений. Статьи «Измерения «асеаноцентричности»: сетевой анализ внешнеторговых связей Азиатско-Тихоокеанского региона» [4] в журнале «Теоретическая и прикладная экономика» и «Сети соглашений о свободной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе: позиционный анализ стран АСЕАН» [5] в журнале «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития» за авторством А. В. Владимировой, в которых затронуты вопросы аналитики региональной экономической активности в АТР на примере межгосударственных торговых связей, позволяют точно определить соответствие рассматриваемой методологической базы целям настоящей статьи, поставленному в рамках научной работы о франко-японских торговых отношениях исследовательскому вопросу.

Данные

В продолжение описания проведённой работы необходимо обосновать совокупность выбранных для анализа стран, в которую входят: Япония, Французская Республика, Федеративная Республика Германия, Канада, Австралия, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединённые Штаты Америки. Работа посвящена, прежде всего, аналитике положения дел в отношениях между Японией и Францией, выбор остальных государств обусловлен такими положениями, как значимость, к примеру, Великобритании и Германии с точки зрения их роли в европейском регионе, в который входит Франция, ведущая позиция США среди экономических партнёров Японии, Канада включена в совокупность стран по причине её второй позиции в западном полушарии в экономической плоскости, Австралийский Союз же рассматривается для понимания внешнеторговой политики Японии по отношению к государствам принципиально иного региона, в данном случае к своему южному партнёру.

Ключевым источником данных для анализа торговых связей Японии с Францией и другими партнёрами является интернет-ресурс «UN COMTRADE» [6]. Выбор источника для проведения сетевого анализа обусловлен его авторитетностью, исчерпываемостью и объективностью предоставляемых данных, в частности, критерием подбора служил отражаемый ресурсом уровень асимметрии, а также форма представления информации и простота доступа к ней.

Метод

В процессе анализа структуры внешнеторговых отношений Японии со странами, являющимися её экономическими партнёрами, и развития таковых в перспективе 15-летнего периода с середины 1990-х годов по конец 2000-х будет применён сетевой метод, заключающийся в построении моделей торговых отношений между государствами в виде сетевых систем. Для применения данного метода необходимо оперировать понятиями узла и связи, под узлами в настоящей статье подразумеваются конкретные экономические субъекты, государства, а под связями – внешнеторговые отношения между выбранными для анализа странами.

Общая аналитическая сводка франко-японских экономических отношений

Для проведения общего краткого анализа экономических отношений между Францией и Японией следует упомянуть такие значимые для двух держав явления, как двусторонняя инвестиционная деятельность, притяжение каждой из стран капиталов, информационных, природных и человеческих ресурсов. Также, отмечается важность учёта доли секторов в международной торговле двух стран как параметра анализа экономических отношений.

1) Япония сохраняет за собой статус второго по величине торгового партнера Франции в Азии, уступая лишь Китаю. [7]

2) Франция занимает 2-е место по объему инвестиций в Японии (доля рынка 11,6%) после США. Более того, на Францию приходится почти 43% от количества европейских инвестиций в Японию, которая является крупнейшим Азиатским очагом ПИИ из Франции. [8]

3) Однако, Японские инвестиции во Франции не соответствуют французским инвестициям в Японии. Доля инвестиций Японии во Францию составляет лишь 1% от общего потока инвестиций из страны восходящего Солнца. Для сравнения, Япония вкладывает значительные средства в США (29% японских инвестиций за рубежом), Великобританию (9%), Нидерланды (7%) и Китай (7%). [8]

4) Более 10 000 французских компаний экспортируют в Японию в общей сложности 7,2 млрд евро экспорта в Японию в 2014 году. После роста на 11,1% в 2013 году французский экспорт вырос на 2,2% в 2014 году. Сектор потребительских товаров является движущей силой французского экспорта в архипелаг (22%), несмотря на замедление роста французской роскоши в Японии. [9]

5) Далее, основными экспортными пунктами французской продукции в Японии являются авиация (17,2% от общего объема), пищевая промышленность (16,4%), фармацевтика (12,9%) и обувная одежда (12,2%). Агропродовольственная деятельность держится на хорошем уровне, и Япония остается на первом месте в данном секторе в Азии. Половину французского экспорта в Японию составляют вина и спиртные напитки. [9]

6) Франция имеет 500 компаний в Японии. 69% этих компаний принадлежат производственному сектору (Air France, Michelin, Renault, Valeo, Total, Sanofi Aventis, Danone...). 31% из этих компаний принадлежат к сфере услуг (Axa, BNP Paribas, Societe Generale, MC Decaux, Orange...). [9]

Точный анализ картины вокруг торговых связей Франции и Японии как ключевых объектов данного исследования, а также значимых в его рамках региональных акторов следует обратиться к источникам из информационной системы ООН: UN Comtrade Database. Основываясь на приведённой в базе данных статистике, можно указать приблизительный объём торговых отношений между Францией и Японией: в 2019 году из Японии во Францию было импортировано товаров и услуг на 11,655 млрд долларов США, в то время как Франция экспортировала в страну восходящего Солнца на общую стоимость в 8,639 млрд $. Следовательно, в анализируемых отношениях более активным экономическим субъектом была Япония, в то время как французская сторона, по крайней мере, в 2019-ом году предпочла больше ввозить в страну, чем экспортировать. Возможно, на данную ситуацию повлияло множество факторов: конкретные точечные изменения в наиболее значимых отраслях экономики двух стран, таких как автомобилестроение, потребительская электроника, авиастроение, также, возможно, на взаимный торговый оборот повлияла несколько протекционистская экономическая политика восточного партнера или излишняя открытость французской экономики к поставкам из-за рубежа. [10]

Результаты

Определяя на основании сгенерированных сетевых моделей результаты проведённого анализа, необходимо учитывать специфику внешнеторговых данных, а также такое серьёзное явление, упомянутое в причинах выбора источника, как асимметрия зеркальной статистики - давно известной проблемы, суть которой заключается в расхождении анализируемых данных об объёме торгового потока, полученных от страны-экспортёра и страны-импортёра. Оно может быть обусловлено разными причинами, в частности, каналом передачи данных. Проблема асимметрии рассматривается достаточно серьёзной, чтобы повлиять на закреплённое в экономическом показателе положение дел в торговых отношениях двух стран, однако оно не может повлиять на итоговое вычисление центральности по взвешенной степени, что даёт возможность анализировать статистика без дополнительной корректировки данных

Графический вариант представления сетевой модели подразумевает под собой отнюдь не единственно верный формат: в настоящей работе представляется один тип представления, при этом, в действительности, их может быть и больше, дополнительный присутствует в разделе «Приложения» настоящей работы, нумерованные вторым и третьим приложениями. Суть же основного варианта заключается в отражении экономической конъюнктуры в сфере торговых отношений между рассматриваемыми странами в виде круговых диаграмм, с включением в графику необходимых для анализа параметров торговли, среди которых: общий показатель торгового баланса с учётом всех 7 государств, взаимные торговые отношения между каждым из государств  с 6 остальными и соотношение масштаба данных связей с масштабом аналогичных линий торгового взаимодействия данных стран с другими взятыми во внимание государствами.

Рис. 1. Первый вариант представления сетевой модели торговых отношений выбранных для анализа стран за 1995 год

Рис. 2. Первый вариант представления сетевой модели торговых отношений выбранных для анализа стран за 2010 год

Рассматриваемые в рамках исследования страны являются, преимущественно, стабильными представителями рыночной экономики с умеренным государственным регулированием, что позволяет утверждать, что на протяжении коротких периодов времени особенных преобразований в структуре торгового баланса не происходит, ключевым элементом изменений является именно рост существующих экономических связей – усиление потоков за 15 лет наблюдений.

Интересным является и тот факт, что торговый баланс между странами с 1995 года по 2010 год изменился в сторону роста доли товарооборота стран с Австралией, Япония же несколько сократила свою роль. При этом, предпочтения Японии остались, в сущности, такими же, как и в середине 90-х годов XX века, Соединённые Штаты по-прежнему являются основным торговым партнёром японцев, между тем просматривается тенденция большего внимания «страны восходящего Солнца» к партнёрам из Азиатско-Тихоокеанского региона, в данном случае представленными Австралийским Союзом, чем к европейским державам.

Наиболее важные для настоящего исследования аналитические данные по уровню торговых отношений между Францией и Японией претерпели незначительные изменения в плане объёма, что, наиболее вероятно, обуславливает высокий уровень экономического взаимодействия в таких секторах, как автомобилестроение, авиастроение, продукция класса «Люкс», а также обмен образовательными и информационными ресурсами.

Менее значимые для настоящего исследования отношения Канады и США являются самыми весомыми в представленных моделях, что означает высочайший уровень товарооборота как в абсолютном, так и в относительном значении при сравнении с другими экономическими союзниками Японии.

Ключевым выводом из сетевого анализа на основе данных о товарообороте Японии с 6 значимыми партнёрами с 1995 года по 2010 год является идея о том, что японское государство старается придерживаться принятых в XX веке моделей поведения на мировых рынках и в связях со своими важнейшими партнёрами, однако готова несколько переориентировать свои экспортные возможности и способность к импорту на Азиатско-Тихоокеанский регион, что прослеживается в развитии её отношений с Австралией.

Можно сказать, что Франция более заинтересована в отношениях с Германией и Великобританиях, однако она всё же имеет экономический интерес и в азиатском партнёре, что сравнимо со статистикой франко-канадских торговых связей.

Япония, несомненно, остаётся очень важным игроком в сетях внешней торговли, это проявляется с закреплением уровня центральности «страны восходящего Солнца» среди 7 рассматриваемых государств мира. Однако, за 15-летний период с 1995-ого по 2010-ый год, за время формирования цепочек добавленной стоимости, Япония наиболее активно формировала таковые со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, чем со странами за его границами. А с Францией отношения сохраняют стабильный фон, значение франко-японского торгового оборота не уничижается, возможны лишь небольшие изменения в структуре товарооборота.

Заключение

Подводя итог проделанной аналитической работе, можно сказать, что внешнеторговые отношения таких, на первый взгляд, понятных в этой сфере стран, как Япония, на самом деле являются достаточно неоднозначными. В ходе сетевой аналитики центральности Японии среди наиболее значимых государств-партнёров «страны Восходящего Солнца», выясняется тот факт, что прагматичные в экономической плоскости японцы готовы несколько менять структуру своих внешнеторговых отношений в современном мире. Позиция разных стран в рамках проанализированной торговой сети незначительно, но меняется. Франко-японские торговые отношения, казалось бы, всё ещё зиждутся на конкретных отраслях экономики, частных проявлениях способностей экономической машины каждой из стран, однако никто сегодня, с учётом, как было описано во введении к статье, тектонических изменений в системе международных отношений, с проявлением противоречий глобализационных процессов, особенно в период пандемии, с развитием идеологической основы зелёной экономики и многих других, имеющих место в современном мире, факторов, не может сказать однозначно, как именно будут себя вести представители японских и французских экономических и политических элит, как будут развиваться отношения между приверженцами даже сугубо прагматичных с эконмической точки зрения стран со стабильной рыночной экономикой и как будет развиваться международное сотрудничество в сфере торговых связей, а также в любых иных, значимых для формирования актуальной картины мира, проявлениях экономического, политического и социокультурного взаимодействия между народами.

2

Приложения

3

 

Приложение №1

Таблица 1. Общая статистика торговых отношений между выбранными для анализа странами и Японией за 2019 год

4

 

 

 

Приложение №2

 

Рисунок 3. Второй вариант представления сетевой модели торговых отношений выбранных для анализа стран за 1995 год