The role of digital technologies in strengthening ties between Russia and Papua New Guinea
Table of contents
Share
QR
Metrics
The role of digital technologies in strengthening ties between Russia and Papua New Guinea
Annotation
PII
S278240120024109-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Niсkolay N. Miklouho-Maclay 
Occupation: Head of the Center for South Pacific Studies, Research fellow at the Center for Southeast Asia, Australia, and Oceania of the Institute of Oriental Studies RAS; President of the Association of the South Pacific Researchers; Director of the Miklouho-Maclay
Affiliation:
Institute of Oriental Studies RAS
Association of the South Pacific Researchers
Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article is devoted to the use of modern digital technologies for the establishment of scientific, educational, cultural and interstate relations between Russia and Papua New Guinea in the period from 2017 to the present. The methods of digitalization used by the Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage for preserving scientific, historical and cultural traditions in the South Pacific studies by domestic researchers both on the basis of archive materials and in the creation of new projects, are analyzed. The Foundation's work on the creation of exhibits, museum projects, digital maps, popular science films, books and international educational online platforms is based on the methods of digital humanitarianism, contributing to the development of intercultural dialogue with foreign partners and bringing together scientists in the Association of the South Pacific Researchers. It is shown how the results of the activities of a non-profit organization meet the requirements of the national program “Digital Economy of the Russian Federation” of the Russian Federation.

Keywords
Digital Humanities, Papua New Guinea, Russia, bilateral relations between the Russian Federation and Papua New Guinea, digital technologies
Received
18.01.2023
Date of publication
30.01.2023
Number of purchasers
3
Views
338
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Деятельность по сохранению и обеспечению преемственности научных традиций, необходимая для передачи накопленного опыта и знаний следующим поколениям ученых, является основополагающим фактором развития научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. И если в эпоху до создания электронных носителей информации этот процесс осуществлялся путем фиксации и передачи научных данных на бумажных носителях, доступ к которым мог быть ограничен или утерян навсегда, то в век современных цифровых технологий передача научных знаний перенесена на высокотехнологичный уровень, который обеспечивает надежное и длительное хранение данных в цифровом формате и открывает всеобщий доступ к ним благодаря интернету в виртуальном пространстве, стирая границы и открывая возможности развития межкультурных, международных коммуникаций.
2 И если в эпоху до создания электронных носителей информации этот процесс осуществлялся путем фиксации и передачи научных данных на бумажных носителях, доступ к которым мог быть ограничен или утерян навсегда, то в век современных цифровых технологий передача научных знаний перенесена на высокотехнологичный уровень, который обеспечивает надежное и длительное хранение данных в цифровом формате и открывает всеобщий доступ к ним в виртуальном пространстве.
3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 была утверждена государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [1, с. 1, 5] со сроком реализации на 2020–2030-е гг., в задачи которой входят «эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности» [1, с. 3], «поддержка всех стадий “жизненного цикла” знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций» [1, с. 4] и создание «инфраструктуры информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной высокотехнологичной деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней» [1, с. 4]. В подпрограмме «Развитие национального интеллектуального капитала» указана необходимость «расширения влияния науки на общество» [1, с. 11].
4 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3759-р [2] на основе соответствующих указов и поручений президента РФ, включая указ президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], было утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [2, с. 2], которое предусматривает в период с 2021 по 2030 г. «достижение “цифровой зрелости” ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования» [2, с. 6], а также «обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований» [2, с. 6].
5 Модернизация научной инфраструктуры значительно ускоряет научный прогресс, от которого напрямую зависит рост экономических показателей страны, и поэтому цифровизация науки столь важна для реализации сформированной Правительством Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[4], действующей с 2019 г.
6 В течение 2021 г., объявленного президентом РФ В.В. Путиным Годом науки и технологий, прошли мероприятия государственного значения, посвященные теме цифровизации научных данных [5].
7 Новые технологии призваны ускорить получение доступа к научным знаниям и обмен данными между учеными, а также предоставить всеобщий доступ к новейшим научным открытиям, достижениям и прочей информации в режиме онлайн.
8 Это особенно важно для гуманитарных наук, которые в настоящее время используют все больше цифровых инструментов и ресурсов. «Цифровые технологии используются не только в процессе исследований, но и для расширения их границ, организации научных коммуникаций и транснациональных исследовательских коллективов, для интерпретации текстов культуры, содержащих латентную информацию, и реконструкции объектов прошлого, для трехмерной визуализации процессов, характеризующих социокультурные феномены», – поясняют специалисты Томского университета [6].
9 С середины 2000-х гг. в России динамичное развитие получило новое междисциплинарное направление – цифровая гуманитаристика (Digital Humanities [7, p. 83]), «объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью применения и интерпретации новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий в гуманитарных науках и образовании» [7, p. 4]. При этом цифровая гуманитаристика является естественным продолжением традиционной сферы гуманитарных наук: это цифровые методы, которые гуманитарии используют в своей научной деятельности, такие как «3D-моделирование, компьютеризированный контент-анализ, базы данных, геоинформационные системы и другие», – уточняет эксперт в этой области, к. и. н. Е.В. Баранова из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта [8].
10 Сегодня ведущие университеты РФ выпускают специалистов всех ступеней в сфере цифровой гуманитаристики. Цифровые методы применяются во всех научных направлениях: например, в исторической науке их используют для сохранения историко-культурного наследия (при создании макетов зданий, сооружений, предметов быта и прочих 3D-моделей с целью реконструкции прошлого), систематизации и архивирования баз данных, составления каталогов публикаций, создания исторических карт и многого другого. Так как в основе исторической науки лежит прежде всего работа с текстовыми источниками, их оцифровка – одна из первостепенных задач цифровой гуманитаристики.
11 В этой связи интересным для анализа представляется конкретный пример научно-практической деятельности Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая (далее – Фонд им. Миклухо-Маклая) [9], одним из направлений работы которого является генерирование, систематизация и цифровизация научной информации в области гуманитарных наук – истории, политики, этнографии, современных международных отношений, а также музейно-выставочного дела и производства документальной кинопродукции в контексте связей России со странами южной части Тихого океана (в особенности с Папуа – Новой Гвинеей, где проводил свои антропологические и этнографические исследования знаменитый российский ученый-путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай в конце XIX в., наследие которого призван сохранять Фонд). В ходе выполнения сразу двух задач – цифровизации науки и обеспечения влияния науки на общество – не только обеспечивается прозрачность деятельности Фонда им. Миклухо-Маклая, прослеживаемой в режиме онлайн, но и осуществляется сотрудничество в рамках множества проектов между членами профессионального сообщества – представителями ведущих научных и образовательных учреждений в России и за рубежом.
12 Все эти меры надежно обеспечивают преемственность и сохранение научных традиций в профессиональной среде, а о том, какие именно механизмы по цифровизации науки для этого используются, пойдет речь далее.
13 Фонд им. Миклухо-Маклая был создан в 2017 г. [10] автором статьи, двоюродным праправнуком и полным тезкой выдающегося ученого Н.Н. Миклухо-Маклая. Миссией Фонда является сохранение традиций воспитание уважения к ценностям и культурам народов мира. Продвижение идеологического наследия ученого о равенстве рас и народов. Фонд реализует всероссийские и международные научные и образовательно-просветительские проекты, работает и в гуманитарной сфере, поддерживает научные экспедиции.
14

Фото 1. Встреча Н.Н. Миклухо-Маклая-мл. и российской экспедиции на Берегу Маклая. Папуа - Новая Гвинея, 2017 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

15

Фото 2. Фотовыставка «Россия и Папуа - Новая Гвинея», на основе современных фотографий и рисунков Н.Н. Миклухо-Маклая в МИД РФ. Москва, 2019 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

16

Фото 3. Жители Берега Маклая смотрят премьеру фильма «Человек с Луны» по итогу экспедиции 2017 г. Папуа - Новая Гвинея, 2019 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

17

Фото 4. Встреча российской экспедиции на Берегу Маклая. Папуа - Новая Гвинея, 2017 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

18

Первыми шагами в научной работе Фонда им. Миклухо-Маклая стали две научно-исследовательские экспедиции 2017 и 2019 гг., целями которых было посетить основные места исследовательской деятельности Н.Н. Миклухо-Маклая на о. Новая Гвинея и в Австралии в конце XIX в., провести полевые исследования на северо-восточном побережье о. Новая Гвинея (Берег Маклая) и выяснить, как в наши дни сохраняется историческая память о российском ученом в Папуа – Новой Гвинее. Необходимо было изучить изменения, которые произошли со времен двух советских научных экспедиций, состоявшихся 40 лет назад – в 1971 и 1977 гг. [11]. Современные экспедиции 2017 и 2019 гг. прошли под руководством директора Фонда Н.Н. Миклухо-Маклая и объединили ученых Российской академии наук из Москвы (Институт этнологии и антропологии РАН представлял к. и. н. И.В. Чининов) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) был представлен к. и. н. А.А. Лебедевой) [12]. Экспедиции 2017 и 2019 гг. помимо научных исследований, которые способствовали новому витку в расширении культурных, образовательных и научных контактов между Россией и Папуа – Новой Гвинеей, послужили залогом укрепления дружбы на межгосударственном уровне и задали импульс для последующих более широкомасштабных исследовательских и образовательно-просветительских проектов Фонда в России и Папуа – Новой Гвинее. Эти проекты включают в себя фотовыставки [13], лекционные программы, научные конференции, музейные проекты с использованием коллекций предметов, собранных в экспедициях, выпуск научной литературы, документально-исторических кинолент и многое другое, и все это – в обязательном цифровом сопровождении (Фото 1, 2, 3, 4).

19 В самом начале деятельности Фонда им. Миклухо-Маклая в 2017 г. был создан сайт, который за короткое время превратился в очень емкий и информативный научно-просветительский ресурс, содержащий огромный пласт сведений о деятельности, личности, научном и духовном наследии ученого-этнографа и общественного деятеля Н.Н. Миклухо-Маклая, о российских ученых, изучавших его работу и судьбу, об упомянутых советских экспедициях на Берег Маклая в 1970-х гг. и о результатах современных экспедиций 2017 и 2019 гг. Одновременно для того, чтобы удовлетворить большой спрос активных интернет-пользователей, были созданы страницы в социальных сетях, рассказывающие о текущих мероприятиях Фонда [14].
20 Успешно реализованный проект «Миклухо-Маклай. XXI век. Ожившая история» по увековечиванию памяти ученого объединил выставку фотографий, сделанных в 2017 г. в ходе экспедиции в Папуа – Новую Гвинею по следам Н.Н. Миклухо-Маклая, и копии исторических рисунков великого путешественника [15]. Проект охватил почти 15 млн человек в России и за рубежом посредством не только проведения очных мероприятий, но и размещения информации о проекте в цифровом формате – в СМИ, социальных сетях и на сайте проекта [16].
21

Фото 5. Подготовка к оцифровке макета деревень Берега Маклая. 2021 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

22

Фото 6. Оцифрованы описанные Н.Н. Миклухо-Маклаем сюжеты экспедиций XIX в. 2021 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

23 Большую роль в процессе цифровизации научных данных играет визуализация, которая позволяет быстрее и адекватнее доносить даже самую сложную для восприятия информацию до конечного потребителя, упрощая ее восприятие и анализ. В этой связи следует отметить оцифрованные Фондом и предоставленные для всеобщего онлайн-доступа уникальные архивные видеоматериалы, собранные учеными советских экспедиций на Берегу Маклая в 1970-х гг. [17].
24 Вышедшие по следам современных экспедиций 2017 и 2019 гг. документальные фильмы [18] были размещены в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе [19], где на регулярной основе продолжают публиковаться создаваемые Фондом высокопрофессиональные ленты о жизни и работе Н.Н. Миклухо-Маклая, интервью с общественными деятелями и представителями науки, репортажи с Берега Маклая, обращения государственных лиц, научные конференции и прочие видеоматериалы научного и просветительского содержания, связанные с работой Фонда.
25

Фото 7. Оцифровано Собрание сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая в 6 томах. 2020 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

26 Реализованный Фондом им. Миклухо-Маклая в 2019–2020 гг. просветительский проект «Россия и Океания (XIX–XXI вв.)» включал проведение выставок, издание научно-популярных книг и чтение лекций на очных и виртуальных научно-образовательных площадках ведущими специалистами в области изучения Австралии и Океании. В проекте принимали участие: А.Я. Массов (д. и. н., профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета), И.В. Чининов (к. и. н., Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН), С.Е. Пале (к. и. н., Институт востоковедения РАН), А.А. Гарин (к. и. н., Институт востоковедения РАН) и др. Охват проекта благодаря примененным цифровым возможностям составил более 14 млн человек за 11 месяцев реализации [20]. Важной работой по сохранению научного наследия великого российского ученого-путешественника стал выход в свет в конце 2020 г. второго издания Собрания сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая в шести томах, исправленного и дополненного [21], полностью оцифрованного Фондом им. Миклухо-Маклая. Переиздание было осуществлено в рамках программной деятельности ООГО «Российский фонд культуры» [22]. Это была длительная, сложная и кропотливая работа, которую по достоинству оценили эксперты научного сообщества в России и за ее пределами. Выход в свет многотомника – это совместная работа сотрудников Фонда им. Миклухо-Маклая, Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Института востоковедения РАН, которая была издана в рамках программной деятельности ООГО «Российский фонд культуры» совместно с Фондом сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая.
27 Собрание сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая было утверждено к печати Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. И если свободный доступ к изданию в электронном виде в режиме онлайн дает возможность прочесть его всем желающим, т.к. в рамках тиража 500 экземпляров печатной версии издание безвозмездно распространено среди научных, образовательных и библиотечных учреждений (что, конечно же, немало по финансовым затратам, но не может сравниться с гораздо большим числом прочтений издания в электронном виде). Следовательно, масштаб пользы для развития общества в образовательно-просветительском направлении, которую способна принести цифровизация науки, покоряет любое даже самое смелое воображение (Фото 7).
28 С 2020 г. в свободном доступе в цифровом формате размещено подготовленное Фондом им. Миклухо-Маклая научное издание «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX–XXI вв.» [23], утвержденное к печати Институтом востоковедения РАН и на безвозмездной основе распространяемое в печатном виде лимитированными тиражами. Эта увлекательная книга пользуется большим спросом у широкого круга читателей, о чем говорят цифры посещаемости онлайн-ресурса, где размещено издание.
29 В рамках проекта «Русские географические названия в Океании» в 2020–2021 гг. Фондом им. Миклухо-Маклая была проведена масштабная научная работа по созданию с помощью цифровых технологий карты южной части Тихого океана с русскими названиями, которые российские мореплаватели начала XIX в. давали открытым ими островам. Использовать эти русские топонимы планируется в Атласе мира, поручение о создании которого было дано в 2018 г. президентом РФ В.В. Путиным, который является председателем Попечительского совета Русского географического общества [24]. Одноименная международная научно-практическая конференция была проведена в феврале 2021 г. в онлайн-формате и привлекла к себе широкое внимание [25]. В соответствии с рекомендацией Русского географического общества упомянутое выше научно-популярное издание «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX–XXI вв.» и опубликованный в нем список русских топонимов в Океании были направлены в ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» (Росреестр) с целью дальнейшей регистрации. Последовавшая вслед за конференцией совместная работа ученых на всероссийском и международном уровне привела к появлению в конце 2021 г. уникальной коллективной монографии «Российское цивилизационное наследие: русские топонимы в южной части Тихого океана» [26], которую по праву можно назвать научным прорывом в области гуманитарных исследований.
30 В 2020 г., когда был объявлен общемировой локдаун в связи с пандемией COVID-19, стартовал цифровой образовательно-просветительский проект «Российские деятели науки и культуры как мировое явление», включавший в себя, помимо прочего, проведение международных конференций в интерактивном формате с целью познакомить жителей стран АСЕАН с жизнью и достижениями величайших деятелей науки и культуры России, их вкладом в изучение мира, ролью и влиянием их работ на мировое сообщество [27]. Проект имел широкий охват, в том числе благодаря информационной поддержке МИД РФ и посольств РФ в странах проведения. Информация о проекте была размещена не менее чем в пяти социальных сетях и на сайте проекта [28].
31

Фото 8. Рисунок Н.Н. Миклухо-Маклая 1871 г. (о. Новая Гвинея).

32

Фото 9. Старейшина Ябой Туй в традиционных украшения (дощечки леп-леп). Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл. О. Новая Гвинея, 2017 г.

33

Фото 10. Старейшина Ябой Туй в традиционных украшения (дощечки леп-леп). Рисунок Н.Н. Миклухо-Маклая-мл. О. Новая Гвинея, 2017 г

34 Методы цифровой гуманитаристики в области 3D-моделирования были применены Фондом им. Миклухо-Маклая в ходе проектной деятельности по созданию выставочной экспозиции «Берег Маклая», представляющей собой точную копию (макет) северо-восточного побережья Новой Гвинеи в миниатюре (2020–2021 гг.) [29]. На основе архивных данных был смоделирован экспедиционный костюм XIX в., принадлежавший Н.Н. Миклухо-Маклаю. Используя исторические источники специалистам кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна по заказу Фонда им. Миклухо-Маклая удалось воссоздать предметы материальной культуры острова Новая Гвинея, собранные в ходе современных экспедиций и имеющие высокую историко-культурную ценность (Фото 13).
35 Макет был высоко оценен в научном мире и был использован в образовательном документальном фильме «Николай Миклухо-Маклай. Человек с другого берега» проекта « Невский ковчег. Теория невозможного » российского просветительского федерального телеканала «Культура», вышедшем в январе 2022 г. [30] (Фото 5, 6, 11, 12).
36 Цифровые технологии были использованы и при создании Фондом уникального виртуального онлайн-музея Н.Н. Миклухо-Маклая [12] в 2021 г., на сайте которого в свободном доступе можно ознакомиться с несколькими десятками оцифрованных артефактов, привезенных из Папуа – Новой Гвинеи участниками экспедиций 2017 и 2019 гг. Этот цифровой проект – в числе передовых в России: онлайн-музей собирает множество просмотров и вызывает большой интерес у публики. На сайте онлайн-музея Н.Н. Миклухо-Маклая размещены рубрики, в которых представлена обширная систематизированная информация, дающая представление как о ценном наследии великого ученого, так и о работе ученых в наши дни (Фото 8, 9, 10).
37 Деятельность Фонда им. Миклухо-Маклая по цифровизации науки также выразилась в создании в 2021 г. онлайн-платформы «Ассоциация исследователей Южно-Тихоокеанского региона» [31] для встреч российских и зарубежных ученых в онлайн-формате, обсуждения научных работ и принятия решений по проведению различных научных мероприятий.
38 Еще одной международной образовательно-просветительской онлайн-платформой, созданной Фондом им. Миклухо-Маклая, стал проект «Маяк российских достижений (Beacon of Russia’s Achievements)» [32]. Проект стартовал в 2021 г. и объединил ведущих представителей культуры, образования и науки из России с их коллегами из стран АСЕАН – Малайзии, Индонезии, Тайваня, Сингапура и Камбоджи путем проведения серии международных практически направленных конференций, в которых приняли участие представители МИД и посольств РФ, зарубежные представители госструктур, образовательных, общественных и прочих организаций.
39 В 2021 г. Фонд им. Миклухо-Маклая представил проект «Экспедиции трех веков. По следам Миклухо-Маклая» [11], созданный при экспертной поддержке Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона Института востоковедения РАН и приуроченный к 175-летию со дня рождения великого российского ученого-путешественника. Целевая аудитория проекта – это в первую очередь учащиеся средней и старшей школы 6–11-х классов, студенты вузов, а также молодые ученые и все, кто интересуется историей, географией, научными изысканиями, экспедициями и приключениями. Направленность работы Фонда на сохранение связи поколений и патриотическое воспитание молодежи также требует активной цифровизации всей научной информации для обеспечения доступа к ней юных интернет-пользователей, особенно чутких и требовательных к качеству цифрового исполнения проектов. Для молодежной аудитории были подготовлены образовательно-просветительские мероприятия: интерактивные выставки, лекции, научно-популярные фильмы, научно-популярное издание в печатном и электронном виде; интернет-библиотека с подбором книг о российских исследователях региона, интернет-страница проекта. Также в рамках проекта был организован в виртуальном формате всероссийский одноименный конкурс по разработке собственного проекта современной экспедиции по следам Миклухо-Маклая [33] с большим охватом школ по всей России.
40

Фото 11. Экспонаты выставки, представленные в реальном и оцифрованном варинате. Исторический парк «Россия - моя история», 2021 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

41

Фото 12. Экспонаты выставки, представленные в реальном и оцифрованном варинате. Исторический парк «Россия - моя история», 2021 г. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

42

Фото 13. Автор изображения - Н.Н. Миклухо-Маклай-мл.

43 Кроме всех перечисленных проектов в контексте цифровизации науки Фондом им. Миклухо-Маклая за период 2017–2021 гг. было организовано огромное количество прочих мероприятий с задействованием цифровых технологий на высшем государственном и профессиональном уровне: фотовыставки [34]; фестивали [35] и мн. др. [36], что само по себе является важным историческим источником для написания научных статей [37] и докладов на научно-практических конференциях [38] о развитии отношений между Россией и Папуа – Новой Гвинеей в начале XXI в.
44 В заключение следует отметить, что благодаря образовательно-просветительской деятельности Фонда им. Миклухо-Маклая с использованием цифровых методов и онлайн-платформ представители различных сфер – образования, науки, культуры, телевизионного вещания, искусства, музейные и библиотечные работники, служащие госструктур и прочих общественных организаций, школьники и студенты в России и за рубежом смогли впервые ознакомиться, благодаря современной удобной подаче, со значительным массивом оцифрованной информации, встретиться для продуктивного общения в онлайн-формате. Реализованные проекты по цифровизации принесли ощутимые практические результаты в области сохранения памяти о российских научных достижениях за последние 200 лет в регионе Южных морей Тихого океана, что позволило благодаря регулярному научному, межкультурному диалогу вывести современные международные отношения России и Папуа – Новой Гвинеи на новый уровень. Сотрудничество в гуманитарной области с Папуа – Новой Гвинеей – своего рода государством-гигантом среди карликовых государств Океании – представляется весьма актуальным в свете стремления России усилить свою роль и влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Оно станет продолжением давних традиций изучения Папуа – Новой Гвинеи отечественными учеными, начало которым в 1871–1872 гг. положил Н.Н. Миклухо-Маклай. Автор выражает надежду, что эта тенденция продолжится, и цифровизация будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию регулярных международных контактов Российской Федерации с островным государством Папуа – Новая Гвинея в научной, культурной и гуманитарной сферах, что укрепляет отношения взаимного доверия и таким образом играет немаловажную роль также и в расширении экономического взаимовыгодного сотрудничества между странами.
45 Подчеркивая важность проведенной Фондом им. Миклухо-Маклая работы по генерированию и цифровизации научно-просветительской информации в России, хотелось бы привести мнение российских специалистов Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, которое точно формулирует значимость применения цифровых технологий для будущего страны:
46 «Мировое научное сообщество переходит к новой парадигме проведения научных исследований – значимые научные результаты могут быть получены только на основе анализа огромных массивов, накопленных в конкретных предметных областях данных, которые в настоящее время приобретают статус одного из важнейших стратегических ресурсов» [39, с. 91–96]. Именно такой массив уникальной информации, который позволяет сохранять преемственность научных традиций между поколениями, продолжает накапливать при помощи цифровых возможностей Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая, способствуя дальнейшему научному и образовательному прогрессу России, действуя в кооперации с научным и образовательным сообществом и исполняя «на отлично» положения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

References

1.  1. Decree № 377 of the Government of the Russian Federation of 29 March 2019 on the approval of the state program “Scientific and technological development of the Russian Federation” (in Russian) [accessed 27.03.2022]. 2. Decree №3759-r of the Government of the Russian Federation of 21 December 2021 "Strategic direction in the digital transformation of science and higher education" (in Russian) [accessed 27.03.2022]. 3. The Russian Federation Presidential Decree №474 of 21 July 2020 “On the National Development Goals of the Russian Federation until 2030” (in Russian). 4. Digital Economy of the Russian Federation // Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation (in Russian). 5a. Science Days 2021: digitalization. Panel discussion. MGIMO. 22.03.2021 (in Russian). 5b. At the “Technosreda” festival they told how digitalization was developing in Russia and abroad. Ministry of Education and Science, 26.09.2021 (in Russian). 6. Digital Humanities: Humanities in the Digital Age / Ed. by G. V. Mozhaeva. Tomsk: Tomsk State University Publishing House (in Russian). 7. Gardiner, E., Musto, R.G. The Digital Humanities: A Primer for Students and Scholars. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 8. Digital Humanitarianism: How a historian and philologist to understand a programmer // RIA News. 9.07.2020 (in Russian). 9. Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage. 10. Miklouho-Maclay Foundation. Website from 2017, closed. 11. Expeditions of three centuries: In the footsteps of Miklouho-Maclay / Ed. by N.N. Miklouho-Maclay. Moscow; St. Petersburg: Institute of Oriental Studies RAS, Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage, 2021 (in Russian). 12. Miklouho-Maclay Online Museum. Expeditions of the XX–XXI centuries (in Russian). 13. Exhibitions arranged by the Miklouho-Maclay Foundation, opened in Papua New Guinea // TASS News (in Russian). 14. The social networks devoted to the Miklouho-Maclay Foundation are listed at the bottom of the Foundation's website main page (in Russian). 15. “Miklouho-Maclay. XXI century. Revived History” international project // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 16. “Miklouho-Maclay. XXI century. Revived History” international project // Miklouho-Maclay Foundation. Evaluation of the results of projects implemented with the use of presidential grants (in Russian). 17a. Rhythms and Music of Oceania. Recorded and narrated by B.N. Putilov, sound engineer G.P. Lyubimov. Leningrad: Melodiya, Leningrad Record Plant, 1973 (in Russian). 17b. New Guinea. Singing and playing by Bongu villagers (music and folk singing in the language of Bongu). The record was digitized by the Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethnocultural Heritage (in Russian). 18a. The Legacy of Miklouho-Maclay // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 18b. Citizen of the World // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 18c. The Man from the Moon // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 18d. Russian Names of Geographical Objects in Oceania // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 18e. Maclay Returns // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 18g. Asel Tui: Descendant of Tui // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 19. Miklouho-Maclay Foundation video archives (in Russian). 20. Russia and Oceania (XIX-XXI centuries) // Evaluation of the results of projects implemented with the use of presidential grants (in Russian). 21. Miklouho-Maclay N. N. Collected Works in six volumes. 2nd edition, revised and expanded / Ed. by N. N. Miklouho-Maclay. St. Petersburg, 2020 (in Russian). 22. Russian Cultural Foundation has published a collection of works by the great scientist and traveler Miklouho-Maclay in six volumes // Russian Cultural Foundation (in Russian). 23. Russia and Oceania. Research and travels of Russians in the XIX–XXI centuries / Ed. by N.N. Miklouho-Maclay; sc. ed. by Prof. A.Y. Massov, PhD. St. Petersburg, 2020 (in Russian). 24. Russian names of geographical objects in Oceania // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 25. About the Russian names of geographical objects in Oceania. International scientific conference, 12 February 2020. Institute of Oriental Studies RAS, Miklouho-Maclay Foundation, Committee for External Relations of Saint-Petersburg (in Russian). 26. Russian civilization heritage: Russian toponyms in the South Pacific / Editing and compilation by E. M. Astafieva, S. E. Pale. Moscow: Institute of Oriental Studies RAS, 2021 (in Russian). 27. Russian academic and cultural luminaries and their worldwide legacy // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 28. An educational conference was held as a part of the project “Russian academic and cultural luminaries and their worldwide legacy” // Official Facebook page of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 29a. Maclay Coast // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 29b. “Expeditions of three centuries. In the footsteps of Miklouho-Maclay” exhibition opened in the Children's Museum Center in the Novgorod Kremlin // “Slavia” Russian Television and Radio. Veliky Novgorod (in Russian). 30. “Nikolay Miklouho-Maclay. The man from the other coast”. Project “Nevsky Ark. Theory of the Impossible” // “Kultura” [culture] TV Channel. 16 January 2022 (in Russian). 31. The Association of the South Pacific Researchers has been active since 2021 under the Institute of Oriental Studies RAS with the assistance of the Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 32. The Beacon of Russia’s Achievements (in Russian). 33. All-Russian contest within the project "Expeditions of three centuries. In the footsteps of Miklouho-Maclay" // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 34a. “Russia – Papua New Guinea” exhibition at the Ministry of of Foreign Affairs // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 34b. “Russia – Papua New Guinea” exhibition // Center of Culture of the Peoples of Russia (in Russian). 34c. “From Miklouho to Maclay” // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 35a. Days of Russian Culture in Papua New Guinea // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 35b. Papua New Guineans embrace Russian exchange. Radio New Zealand. URL: https://www.rnz.co.nz/international/pacific-news/401213/papua-new-guineans-embrace-russian-exchange (дата обращения 27.03.2022). 35c. Russian foundation displays traditional dresses at fashion show // The National. URL: https://www.thenational.com.pg/russian-foundation-displays-traditional-dresses-at-fashion-show/ (дата обращения 30.03.2022). 35d. Russian Corner opening in Papua New Guinea // RT News (in Russian). 35e. “Days of Papua New Guinea” opened in St. Petersburg for the first time // TASS News (in Russian). 35f. Grand opening of the “Days of Papua New Guinea in St. Petersburg” festival // Miklouho-Maclay Foundation (in Russian). 36. Papua New Guinea. Miklouho-Maclay Foundation at APEC 2018 in Port Moresby // Miklouho-Maclay Foundation. 37a. Meeting-presentation “Russia – Papua New Guinea: cooperation perspectives” at the Ministry of Economic Development of Russian Federation // Miklouho-Maclay Foundation. 37b. Miklouho-Maclay Foundation in Papua New Guinea. 2019 // Miklouho-Maclay Foundation. 37c. Kanaev E.A. Study of the South Pacific and Southeast Asia in connection with the tasks of modern Foreign Regional Studies // Association of the South Pacific Researchers. 10.08.2021 (in Russian). 38. Pale S.Е. Russia strengthens ties with Oceania through Singapore and Indonesia. Conference “Russia and ASEAN in the Asia-Pacific: interaction dynamics, regional processes and global context”. 15.10.2021 // MGIMO University (in Russian). 39. Gorshenin A.K., Zatsarinny A.A. Digitalization of science: a platform approach // Actual problems of global studies: Russia in the globalizing world. Collection of scientific works of the participants of the VI All-Russian scientific conference with international participants / Ed. by I.V. Ilyin. Moscow: Federal Research Center “Informatics and Management” RAS, 2019 (in Russian).

Comments

No posts found

Write a review
Translate